Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

25 апреля 2017 года

Божественная литургия в храме Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище

25 апреля, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы - поминовения усопших, епископ Подольский Тихон, Управляющий Северо-Восточным...

читать далее
25 апреля 2017 года

Пасхальный праздник для многодетных семей, детей-инвалидов по слуху и юных прихожан храмов СВАО

23 апреля по благословению епископа Подольского Тихона, Управляющего Северо-Восточным Московским викариатством в концертном зале...

читать далее
23 апреля 2017 года

Божественная литургия в Неделю Антипасхи

23 апреля 2017 года, в Неделю Антипасхи, апостола Фомы, епископ Подольский Тихон, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством,...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_Gutorov.jpgВо имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, чтим и празднуем память великой во святых угодницы Божией преподобной Марии Египетской. Вся предшествующая седмица была, в определенном смысле, ей посвящена, потому что в начале этой минувшей седмицы мы с вами совершали так называемое Мариино стояние, то есть стояние в честь преподобной Марии Египетской, которое сопровождалось великим покаянным деланием, чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского, вместе с которым мы с вами слышали удивительное, необыкновенное жизнеописание этой святой угодницы Божией.

Наверное, вряд ли найдутся какие-то окаменевшие человеческие сердца, которые трудно было бы поколебать этим удивительным описанием жизни человеческой, которая, казалось, из самого дна безнравственной жизни была восхищена к тому дивному совершенству, которому поражались и изумлялись Ангелы Божии. Об этом мы слышали с вами из жизнеописания преподобной Марии Египетской, и знаете, о чём я сегодня подумал, быть может, в этом нет особой и продуманной закономерности, но вместе с тем напрашивается такое сравнение: за две недели до начала Великого поста, мы с вами слушали притчу о блудном сыне о том, как неблагодарный блудный сын, бросивший отчий дом, ушёл на страну далече, где находился в самом жалком, в самом плачевном состоянии и потом, придя в себя, осознал то, кем он по своей сути является и кем он стал благодаря греху, и прежде всего греху блудному, в какую мерзость скотоподобия он низринулся. И вот за две недели до Пасхи, сегодня, мы тоже слышим о том же самом грехе, о грехе, который является, наверное, самым омерзительным с точки зрения даже простой человеческой элементарной порядочности.

Мы вновь говорим сегодня о блуде, о котором как-то не принято говорить во всеуслышание, но жизнь преподобной Марии Египетской располагает нас к тому, чтобы мы с вами увидели не столько её в этом повествовании, сколько самих себя, потому что этот грех настолько распространён, настолько въедлив в самую жизнь каждого человека, что мы неслучайно помним замечательное повествование о мытарствах блаженной Феодоры, – кто из нас этого не читал – которой была сказано, что ни один человек не пройдёт мимо мытарства блуда, ни один, как бы он тайно не сокрывал все эти гнусности и мерзости своей внутренней личной жизни. Для Бога нет личной жизни человека. Всё это откроется однажды, вывернется наизнанку и будет осуждением, быть может, для многих и многих из нас.

Нет, наверное, второго такого греха, который было бы столь постыдно исповедовать на исповеди. Мы тщательно вуалируем эти свои грехи, мы пытаемся как-то их смягчить, сгладить острые углы, даже тогда, когда мы исповедуем свою совесть. Мы пытаемся себя оправдать в этом, но вместе с тем Господь видит всю нашу жизнь. К чему всё это лукавство, к чему всё это лицемерие, к чему это показное благочестие, которое мы хотим обнаружить и показать человеку, такому же, как мы, тому же священнику на исповеди? Господь, повторяю, Он видит не только наши поступки, а даже самые потаённые закоулки нашего сердца, потаённые помыслы, они открыты пред Господом, как на ладони.

Мы с вами много раз вспоминали слова преподобного Паисия Святогорца, созвучные с мыслью дивного подвижника благочестия аввы Дорофея, которые говорили собственно об одном и том же, что если спросить человека, находящегося там, за гробом в вечности, чего бы он больше всего хотел там, его ответ был совершенно очевидным, хотя бы час времени, чтобы вернуться на землю. Для чего? Чтобы покаяться в своих грехах, потому что там уже не будет покаяния, там нет времени творить добрые дела, там нет времени слезам, по крайней мере, покаянным слезам и времени, и места нет. В чём Господь застанет нас, в том и судить будет, поэтому, как говорится, «будет мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Как мучительно больно, бессмысленно здесь на земле себя называть христианином, а самого главного не исполнить, не принести покаяния Богу в своих грехах. Мы можем производить некое впечатление на окружающих нас людей своими мнимыми добродетелями и своим мнимым благочестием, но разве Богу это нужно, дорогие братья и сестры?

Мы сегодня видим удивительный пример преподобной Марии Египетской, которая, как мы слышали в этом чудном, совершенно необыкновенном, изумительном жизнеописании её, бросила родительский дом в двенадцатилетнем возрасте, ещё ребёнком. Тот же самый блудный сын просматривается и угадывается в этом удивительном повествовании. Она бросила свой дом и ушла в столицу, в Александрию, и там она сразу же утратила и свою невинность, и свою детскую чистоту и непосредственность и стала обиталищем греха, как она сама о себе говорила. Она стала сосудом самого диавола, потому что творила грех ради самого греха, искала этот грех исключительно ради плотского наслаждения. Семнадцать лет она вела это совершенно безобразное существование своей жизни, пока Господь не коснулся её сердца. Когда она поехала с паломниками для поклонения святому Животворящему Древу Крестному во святой град Иерусалим, но не для того чтобы поклониться Древу Крестному, не из-за каких-то благочестивых соображений и побуждений, а только лишь для того, чтобы найти иные, новые приключения для своей блудной и скверной жизни. И вот там, будучи крещеной в младенчестве и, несмотря на свой постыдный образ жизни, все-таки причисляя себя к Церкви Христовой, она вместе с прочими богомольцами пошла в Иерусалимский храм, чтобы тоже поклониться Древу Крестному.

Мы помним с вами, что некая совершенно необыкновенная, незримая сила стала между нею и храмом Божиим, она не могла войти в храм. Она сначала думала, что это толпа людей оттеснила её. Она снова попыталась войти в двери храма, но опять какая-то сила стеною стала между нею и храмом Божиим, еще и еще одна попытка завершилась тем же самым. Некто не пускал её в храм, и вот тогда в её сознание, порабощённое, осквернённое грехом, вошла мысль, что она сама, и прежде всего она сама, является причиной того, почему она не может войти в храм Божий. Её грехи, её беззакония выросли между нею и Богом стеною, непреодолимою, непроходимою, и тогда в это скверное, нечистое, грехом объятое сердце вошла мысль о том, насколько не совместима её жизнь с тою святостью, порог которой она хотела переступить. Отсюда начался путь обращения этой падшей женщины к Богу.

Потом она в течение сорока семи лет, как сама о себе засвидетельствовала в своей дивной исповеди, в этом дивном покаянном слове преподобному старцу Зосиме, пребывала в Иорданской пустыне, которую избрала для себя уделом для искупления всех тех грехов и беззаконий, которые она творила в своей жизни. И Господь даровал ей не только прощение её греха, но Господь соделал её примером и образцом для всех поколений христиан. Чтобы мы видели, как человек низко может пасть в своих грехах и в своём безумстве, и какие он способен принести плоды покаяния, которые восхищают ангельские чиноначалия. Она поистине превзошла меру человеческих способностей и возможностей, ибо Господь за её покаяние, её сокрушение и верность своему слову, которое она дала Пресвятой Богородице тогда, когда каялась в своих грехах и увидела бесчисленные, подобно песку морскому, свои грехи и беззакония. Она осталась верна тому покаянию, которое принесла своему Господу и Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.

Мария терзалась и мучилась в течение последующих семнадцати лет в этой пустыне, потому что те же самые блудные помыслы, те же самые соблазны, страсти, которым она служила все предшествующее время, они одолевали её, они требовали, чтобы она бежала из этой пустыни, безлюдной и безжизненной, опять к тому же самому образу жизни. Но повергалась наземь и рыдала, и просила Матерь Божию, свою Заступницу, Споручницу своего спасения, чтобы Она защитила её и дала ей силы в борьбе с этими пороками, страстями и грехами. И Господь ради ее верности, твёрдости духа, её решимости победить грех даровал ей не только превзойти этот грех, искоренить его из своего сердца, но и стать победительницей всех этих помыслов. Господь ее, здесь ещё живущую на земле, исполнил благ небесных: она, будучи неграмотной от юности, от детства своего, говорила от Священного Писания, так, как если бы её обучали подробно в детстве и с усердием. Не зная ничего этого, она, тем не менее, от Господа обучалась той правде жизненной, той правде небесной, которая привела её в Царствие Небесное.

Порою жизнеописание этой святой угодницы Божией нас поражает, но вместе с тем, озираясь вокруг себя, а прежде всего, взирая внутрь своего сердца, каждый из нас может сказать без преувеличения, что его жизнь мало чем отличается от той первоначальной жизни святой преподобной Марии Египетской и грех, о котором мы сегодня с вами уже помянули, он касается в той или иной степени каждого человека. Апостол Павел, говорит очень важные слова в послании к Коринфянам, апостол говорит: что всякий грех, который делает человек, он делает вне своего тела, чтобы он ни делал, гневался, раздражался, осуждал, эти грехи не касаются собственно тела человеческого, а блуд, говорит апостол Павел, это тот грех, который совершается в теле человеческом и человек согрешает и разрушает то, что Господь даровал человеку как нерукотворенный храм Божий. Тот же самый апостол Павел в том же самом послании к Коринфянам говорит: разве вы не знаете, что все вы являетесь нерукотворенным храмом Божиим, и тот кто разрушит храм Божий, того покарает Господь.

Что отличает храм Божий от любого другого сооружения - не какие-то внешние отличия, своеобразие архитектуры, купола и т.д., отнюдь нет, а прежде всего благодать, которая царит в храме Божием. Если бы в этом храме, как в любом другом, не совершалась бы Божественная Литургия, то этот храм, даже внешне вполне соответствующий архитектурному решению и напоминающему собою храм, он не был бы таковым, потому что в нём не было бы благодати Божией. Вот и человек, он тем и отличается от любого другого создания Божия, что, причащаясь Святых Христовых Таин, соделывается храмом Божиим, потому что Бог избрал наше тело Своим вместилищем, Своим жилищем, Он обителью избрал наше сердце. Когда мы с вами причащаемся Пречистых Тайн Христовых, мы становимся храмом Божиим, и если при всём этом мы творим постыдный, скверный, блудный грех, то тем самым мы растлеваем, разрушаем нерукотворенный храм Божий.

Вот какова ответственность человека по отношению к блудному греху, и поэтому неслучайно преподобный Иоанн Лествичник (мы о нём подробно говорили в прошлое воскресение) сказал такие замечательные слова: что с бесом блуда невозможно ни о чём договориться, его невозможно победить увещеваниями, вот, дескать, мы говорим ему: ты уж, пожалуйста, от меня отстань, ты мне не очень приятен, мне вообще не хочется с тобой общаться. Все эти глупости, все эти увещевания совершенно бесполезны, беспомощны и бессильны. Этот грех, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, только лишь возможно решительным отсечением от себя победить.

Сейчас очень распространённое беззаконие, когда человек в тайне, никто как бы не видит, никто вроде бы не знает, проникает в интернет и там такие мерзости обнаруживает, и не считает это для себя чем-то постыдным, ну кто этого, дескать, не делает. Но Бог это видит, Бог это знает.

Господь говорит в Евангелии: кто с вожделением посмотрит на женщину, он уже в сердце прелюбодействовал с ней. Просто посмотрел с вожделением. А телевизор, интернет на двести пятьдесят процентов наполняет человека вожделением, человек может даже и не противиться, он принимает это, и через эту клоаку это мерзкая зловонная грязь, о которой апостол Павел говорит, что даже срамно об этом и говорить, вслух даже это срамно произносить, всё это мерзким, отвратительным потоком может вливаться в сердце человека, и человек с этим живёт, и он может даже с этим причащаться. Насколько это совместимо? Поэтому с этим грехом, повторяю и подчёркиваю мысль преподобного Иоанна Лествичника, с ним невозможно договориться ни о чём, нужно отсечь от себя решительно и категорично, не должно это существовать ни под каким видом.

Есть такой замечательный пример, немножко не об этом, но все-таки касается основной темы, о чём мы сегодня с вами говорим, однажды преподобному Макарию Оптинскому одна женщина написала: «Знаете, батюшка, у меня есть одна такая духовная привязанность к моему духовному собрату, я очень беспокоюсь о его спасении, я с ним общаюсь о предметах душеспасительных, но при этом он женатый человек». Он ей отвечает: «Деточка, запомни, что дух и плоть рядом друг от друга ходят». Поэтому многие, знаете ли, под благочестивым намерением кого-то спасти, кому-то чего-то доброго сказать начинают о здравии, а заканчивают, как говорится, за упокой, потому что лукавый не дремлет.

Мы должны хранить свои взоры, своё поведение в чистоте и целомудрии. Для каждого из нас, для тех, кто являются семейными людьми, не существует и не должно существовать чужой красоты, как об этом говорит премудрый Иисус, сын Сирахов. Не существует чужой красоты. Вдумайтесь в это слово, какие замечательные слова! Красота чужая, значит не твоя, поэтому ты не должен на неё заглядываться. Если у тебя есть муж, есть жена, храни верность, чистоту, целомудрие в этих отношениях, а через это целомудрие ты приобретёшь и правильное, верное отношение к Богу. Следовательно, живи целомудренно. А если ты живёшь между одной и другой, и третьей, и пятой, и десятой, то это уже не жизнь человеческая, это уже существование какого-то животного, если он не может разобраться, с кем ему быть рядом.

Я сейчас коснусь очень важной темы, тоже имеющей прямое отношение к тому, о чём мы сегодня говорим. Однажды одна пожилая женщина, церковная, верующая, ходящая в храм, говорит так, знаете, между делом: вот мой сын живёт в гражданском браке. Я спросил: одну секундочку, что такое гражданский брак? «Ну, знаете, сейчас все так живут». Я ей ответил, что по моему разумению гражданский брак, это то, когда люди идут в ЗАГС и росписью в ЗАГСе они оформляют свои отношения, они не венчаны, но в этом смысле их брак можно назвать гражданским. «Да нет, нет, они не расписаны». А что вы называете гражданским браком? - спрашиваю я. «Ну просто они живут вместе, он пришёл домой и сказал, что эта девушка его гражданская жена, она будет жить в нашей квартире». Т.е. сейчас блуд называется гражданским браком. Никакого отношения к браку это не имеет. Я говорю этой женщине: почему вы, будучи верующим человеком, называете блудные отношения гражданским браком. «Ну все так называют». Ну, а если все вокруг матерятся, сквернословят, Вы тоже будете материться? «Ну, нет, я этого не делаю». Почему же? Нужно же быть последовательной, если все так делают, все так говорят, все так называют, значит и ты должна так делать. Нет, с этим мы не согласны.

Поэтому мы не можем с вами называть блудные отношения браком. Это конечно остатки некой совести говорят в человеке. Люди понимают, что они живут постыдно, что они живут в грехе, но вместе с тем, они внешне стараются окружить свои отношения некоей законностью. Никакой законности в этих отношениях нет и быть не может! Когда люди начинают в оправдание себе говорить о том, что, в конце концов, ваш штамп в паспорте ровным счётом ничего не значит, вспоминаются слова одного священника, который остроумно сказал: «У вас есть паспорт с собою?» «Да, есть». «А там есть штамп о Московской регистрации?» «Да есть». «Вырвите, пожалуйста, этот листочек, для вас же он ничего не означает, этот штампик в паспорте, вырвите листок с штампиком о регистрации и пропиской в городе Москве». Нет, вы этого не сделаете, потому что для вас он чрезвычайно важен этот штампик в паспорте. Оказывается, есть штампики, которые ничего не значат, а есть, которые значат очень многое. Это лицемерие и лукавство, это ложь. Или, к тому же, говорят, что этот штамп никаких гарантий не даёт. Многое что не дает гарантии, но почему ты в таком случае, покупая какой-нибудь копеечный чайник электрический, требуешь в магазине гарантию с печатью и штампом, вдруг он поломается у тебя, и ты начнешь требовать каких-то справедливостей, и так далее, потому что у тебя есть гарантия. Значит какая-то копеечная, ненужная, пустая вещь для тебя имеет значение, а человеческие отношения, отношения супружеские, для тебя ровным счётом ничего не значат. Поэтому это блуд и ничто другое. Люди просто пытаются как-то облагородить свои отношения, потому что признаться в блуде это как-то постыдно, а так это все-таки «гражданский брак». Никакой это не брак!

Дорогие братья и сестры, это, действительно, очень серьёзная проблема, этот грех касается очень многих людей и каяться в нем необходимо, и в меру своих возможностей и сил сделать всё, чтобы отношения не были таковыми. Тот же самый апостол Павел, в том же уже дважды упоминавшемся послании к Коринфянам, в шестой главе первого послания к Коринфянам, почитайте внимательно сегодня эту главу, он говорит, что сочетающийся с блудницей является одним телом с нею, по тому же самому принципу, что двое в плоть едину сочитаются друг с другом. Муж и жена, жених и невеста сочетаются браком, их венчают, и они становятся плотью единою. Если человек другие отношения предпочитает, то это тоже будет плоть едина, только в блуде. Это действительно, очень страшные вещи. Апостол Павел говорит в одном из своих посланий, причём говорит дважды: не обманывайтесь, не блудники, не прелюбодеи, не хищники, не малакии, не пьяницы Царствия Божия не наследуют. Это слова апостола Павла. О чём мы думаем? Неужели мы не можем действительно, привести в нормальные человеческие отношения нашу семью, неужели не могут повенчаться те, которые не венчаны, неужели живущие беззаконно не могут сочетаться узами брака пред людьми и пред Богом, чтобы не быть осужденными, чтобы не погибнуть для вечности.

У преподобного Исаака Сирина есть такое замечательное рассуждение в его Подвижнических словах, в которых он наверняка говорит о нашем времени: монахи не будут такими, какими они были в древности, по разного рода причинам, по разного рода обстоятельствам, потому что будет уже другое время, потому что будут другие условия жизни, они не смогут нести тех монашеских подвигов, которые несли подвижники первых веков, но за одно то, что они будут сокрушаться в своих грехах и говорить себе: Господи, прости меня, я не живу так, как я должен жить по своим обетам, - Господь их только за это помилует. Вот если мы это перенесём в нашу повседневную жизнь, мы можем такой же результат получить, когда мы будем не оправдывать себя, что у меня жена или муж виноват, что в Церковь не ходит, потому что неверующие, потому что какие-то условия жизни другие, и так далее, а будем себя укорять, будем себя осуждать, и будем говорить себе: Господи, прости меня окаянного, я знаю, как нужно жить, но не живу так, как должен был бы жить по Твоим заповедям Евангельским, прости меня. И Господь за это даст человеку спасение, не за самооправдание, а за самоосуждение и самоукорение.

Однажды святителя Феофана Затворника спросил один человек – как известно, он в переписке общался со своими духовными чадами, поэтому и его прозвище, всем известное, объясняет, что он был затворником – так вот один человек ему пишет: «Владыка святый, как мне быть, меня смущают нечистые, блудные помыслы, как мне быть, в пору уже с женским полом вообще не общаться». А он ему отвечает, что это невозможно, потому что тот в миру живет, как можно изолировать себя от женщин. Господь ведь говорит, что кто с вожделением посмотрит, тот и прелюбодействовал в сердце. Нужно смотреть без вожделения, обыкновенно, как дитя. Тот спрашивает: «Что значит, как дитя смотреть?» А святитель ему отвечает: «Господь ведь говорит нам, будьте как дети и тогда войдёте в Царствие Небесное». И потом объясняет, что дети не имеют страсти объедения. Попробуйте накормить ребёнка, ведь он тысячу причин найдёт, чтобы не кушать. У ребёнка нет страсти злопамятства, мы его накажем сейчас, даже несправедливо, а он уже через пять минут ластится и забывает о том, что мы его наказали. Вот удивительный пример незлобливости! Ребёнок незлоблив. Ребёнок не имеет страсти плотского вожделения. Будьте как дети, говорит Господь, тогда войдёте в Царствие Небесное. Если будем стараться подражать детям в этом, тогда всё то, о чём сегодня с вами говорили, к нам не будет иметь ровным счётом никакого отношения, и добродетель, о которой мы просим словами преподобного Ефрема Сирина, соделается для всех нас краеугольным камнем нашего с вами человеческого существования. «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему»,- говорим мы в эти Великопостные дни. Научимся, дорогие братья и сестры, усердием своего сердца не принимать к своему сердцу тех нечистых, срамных, блудных и нечистых помыслов, потому что любой грех начинается, прежде всего, с помысла. Действие это уже некая физическая констатация того, что мы согрешили, прежде всего, тем, что мы приняли помысл в своё сердце.

Сейчас уже завершающая стадия Великого поста, сколько мы с вами говорили о том, что начнётся пост, и надо будет трудиться, молиться, каяться. Мы не успели и глазом повести, и уже осталось две недели. Что такое две недели, мы в себя не успели прийти, как уже приближается Пасхальное торжество. Время прошло, время, которое всецело было дано Господом, чтобы исцелиться нам от всех тех страстей¸ пороков и грехов, которыми обладаемо наше с вами сердце, поэтому оставшееся время, потрудимся для того, чтобы очистить свою душу, очистить своё сердце от всех тех нечистых, злобных, скверных, хульных и беззаконных помыслов, чтобы Господь даровал нам чистоту сердца, чтобы это святое, благодатное и благословенное время не прошло напрасно и стороной мимо нас, и чтобы соделало нас причастниками вечной жизни и вечной радости. О которой Господь говорит всем нам: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Сподоби, Господи, обрести чистоту нашего сердца, от всех тех запинающих и омрачающих нас помыслов. Чтобы узреть нам Христа воскресшего в ночь Святого Воскресения и никогда не лишиться этой радости, а до конца своих дней пронести её, чтобы через эту полученную и дарованную Господом радость, удостоиться вечной жизни и Царствия Небесного, где подобает всякая слава, честь и поклонение Богу, Единому в Троице славимому и поклоняемому, Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Теги: